АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич
(16(28).05.1888, Стокгольм - 18.12.1977, Нью-Йорк)
   философ, богослов, культуролог, литературовед. Род. и вырос в дворянской семье, сын дипломата. В 1905–1910 гг. учился на историко-филологическом ф-те Московского ун-та. Продолжил учебу в нем. ун-тах. В 1912 г. оставлен при кафедре западноевропейской литературы Московского ун-та. Близкий правому крылу октябристов, отдал дань публицистике (О нашем Временном правительстве, о свободе и порядке в защите родины. М., 1917). В 1918–1920 гг. - проф. Саратовского ун-та. В 1919 г. дважды арестовывался, в марте 1920 г. эмигрировал. С 1921 по 1944 г. преподавал рус. литературу и богословие в Кенигсберге и на православном ф-те Варшавского ун-та (1926–1938), с 1924 г. - доктор философии. Был участником экуменического движения (с 1927). После поражения Германии жил в Париже, с 1948 г. - проф. Св. Владимирской семинарии в Нью-Йорке, читал лекции в европейских странах. В центре внимания А. как философа-культуролога - сходство различных культур, эпох и народов. Основой духовной жизни человечества он считал преодоление пессимизма, к-рый усматривал у древн. египтян, евреев, греков, а также в буддизме и христианстве, с помощью мистики: „Пессимистические умонастроения - наилучшая почва для… развития мистических исканий“ (Жажда подлинного бытия: Пессимизм и мистика. Берлин, 1922. С. 7, 10). Культуру, выросшую на почве христианства, к-рому он был неизменно верен, А. сопоставлял с предшествующими верованиями. Прямым преддверием христианства А. считал античную культуру. В средневековом миросозерцании А. привлекают не аскетика и пессимизм, сопряженные со страхом, а его светлая, эстетически окрашенная ветвь: мир и материя не есть принцип отрицательный, земное бытие призвано быть обожествленным, и „процесс этот начался уже в воскресении во плоти Сына Божия“. Будучи сторонником единения православия с католичеством и протестантизмом, А. подчеркивал неумирающее значение вост. церкви, к-рая свидетельствует о соборном характере нашего спасения. Общим проблемам эстетики посвящены работы А. 50-70-х гг. Поскольку, с его т. зр., „просветление тварного, земного… лучами свыше - одна из центральных проблем духовной жизни человечества“, то красота призвана умиротворять и одновременно пробуждать томление, ее значение не только утешительное, но прежде всего „будящее“: красота лишает человека покоя, порождает „творческую тоску“, „вызывает душу на активность“ и „требует ответа“ (О красоте в мире. Мадрид, 1974. С. 44, 139). Искусство при этом осознается (в противовес кантовской и романтической эстетике) не столько в качестве сотворения прекрасного, сколько как „схватывание“ и закрепление той красоты, что „преподносится душе“ самой реальностью. Со временем миропонимание А. окрашивается в тона традиционалистские: „глубины духа“ становятся достоянием человека, поскольку они питали „творческую жизнь“ его предков; культура - это порождение народной жизни, важнейшее достояние к-рой - „ткань жизни… насыщенная творческими воздействиями“ и не менее значимая, чем „отдельные великие памятники… культуры“ (Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт, 1959. С. 9). Как необходимое проявление культуры рассматриваются религиозно-просветленный бытовой уклад и святыня семейного очага. Смысл культурного творчества - в любви, и осуществляется оно на том „жизненном поле, на котором я поставлен работать“ (О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966. С. 267). А. говорит о болезненности „разрывов“ культурной преемственности, причины к-рых усматривает, во-первых, в насильственных акциях - революциях, всегда „бесплодных и убогих“, ибо они рождаются из ненависти, и, во-вторых, в духовном оскудении, „мещанском“ обмель-чании духа. Он высказывает предположение, что в ситуациях „культурных разрывов“ защитники традиции бывают „не менее виноваты, чем ее поносители и враги“ (О духовной традиции и о „разрывах в истории культуры“ // Грани. Мюнхен, 1953. № 20. С. 145). Культурология А. получила обоснование в его работах о рус. жизни, в к-рых отмечается как женственная душа России, так и сила ее духа, подробно характеризуются „красота, уют и внутренняя теплота патриархальной семейной жизни“, к-рая стала в России своего рода „домашней церковью“, „элемент соборности“ и присущий рус. людям (речь идет о Веневитинове, Станкевиче и дружеских сообществах славянофилов) „дар… зажигания друг друга духовным огнем“; кулыуротворческая энергия „усадебных гнезд“, органически связанных с деревенской жизнью XIX в., предстает в освещении А. как эпоха плодотворного культурного синтеза Востока и Запада: в отечественном бытии соединились „раскры-тость духовная и укорененность… в жизни предания… Лучшее в русской культурной и духовной жизни родилось отсюда“ (Из русской культурной и творческой традиции. С. 15–16, 66, 152). А. восторженно оценивает „духовную весну“ в России рубежа XIX–XX вв. (деятельность В. С. Соловьева, Лопатина, Е. Н. и С. Н. Трубецких). Вместе с тем культурная среда этой эпохи рассматривается им критически: порой „чаша Диониса литературно и безответственно смешивалась с чашей Евхаристии“ (Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт, 1974. С. 105, 248, 62). А. разграничивал художественную словесность, выражавшую религиозные умонастроения, объективно освещавшую уклад рус. жизни, и литературу интеллигентов, к-рая отвергала национальные традиции, была политически радикальна, тенденциозна, сыграла разрушительную роль. В литературе символистской ориентации он усматривал эротическую мистику, взвинченность, духовное разложение. В лучших произв. рус. писателей, утверждает А., присутствуют укорененные в национальном сознании порывы прощающей любви и сердечного сокрушения, дар умиления и благодатных слез, готовность к радостному отданию себя (см.: Из русской культурной и творческой традиции. С. 239–245). А. как культуролог во многом близок Федотову, для к-рого тоже были актуальны понятия „ткань жизни“, „традиция“, „почва“ и к-рый рассматривал начала рус. быта как „срощенные“ с христианством. Он избегал оценочно полярных суждений, настойчиво сближал разные культуры, будь то эллинизм и христианство, Средние века и Новое время, Россия и западноевропейские страны, Восток и Запад.
   С о ч.: В исканиях абсолютного Бога. М., 1910; Пессимизм Джиакомо Леопарди. М., 1914; Мистицизм и лирика: Из области мистической поэзии средневековья. Пг., 1917; Из жизни Духа. Варшава, 1935; Алексей Хомяков. Нью-Йорк, 1955; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; Единый поток жизни. Брюссель, 1973; О красоте в мире. Мадрид, 1974.
   Л и т.: Посвящается памяти Н. С. Арсеньева // Записки Русской академической группы США. Нью-Йорк, 1979. Т. \2,Ха-лизев В. Е. Арсеньев как философ, культуролог и литературовед // Лит. обозрение. 1994. № 1–2.
   В. Е. Хализев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич" в других словарях:

  • АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич — (1888 1977) православный богослов и философ. С 1920 в эмиграции, до 1944 преподавал богословие и русскую литературу в Кенигсберге, с 1948 в США. С 1927 участвовал в экуменическом движении, подчеркивая (вслед за А. С. Хомяковым) идею соборного… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Арсеньев Николай Сергеевич — (1888 1977), православный богослов, философ, литературовед. Преподавал в Московском университете (с 1916), с 1920 в эмиграции, до 1944 профессор в Кёнигсберге, с 1948 в США. С 1927 участвовал в экуменическом движении, раскрывая духовную традицию… …   Энциклопедический словарь

  • Арсеньев, Николай Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Арсеньев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Николай Арсеньев. Николай Сергеевич Арсеньев Дата рождения: 16 (28) мая 1888(1888 05 28) Место рождения: Стокгольм …   Википедия

  • Арсеньев, Николай Сергеевич — (16.05.1888 18.12.1977) философ, богослов, культуролог, ученый исследователь и поэт. Род. в Стокгольме. Принадлежал к известному в России роду. Один из предков А. был нач. штаба Суворова, отец дипломат. Окончил ист. фи лол. ф т Моск. ун та (1910) …   Большая биографическая энциклопедия

  • АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич — (1888 1977), русский религиозный философ, литератор. Родился в Стокгольме 16 мая 1888 в семье дипломата. Окончил в 1910 историко филологический факультет Московского университета, стажировался в университетах Германии. Серьезное влияние на… …   Энциклопедия Кольера

  • Арсеньев Николай Сергеевич — …   Википедия

  • АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич — (16 (28). 05. 1888, Стокгольм 18. 12. 1977, Нью Йорк)  философ, богослов, культуролог, литературовед. Род. и вырос в дворянской семье, сын дипломата. В 1905 1910 гг. учился на историко филологическом ф те Московского ун та. Продолжил учебу в нем …   Русская философия: словарь

  • Арсеньев, Николай — У этого термина существуют и другие значения, см. Арсеньев. Арсеньев, Николай Дмитриевич генерал, сподвижник Суворова Арсеньев, Николай Иванович (1922 1975)  советский генерал майор, Герой Советского Союза (лишён званий и наград). Арсеньев,… …   Википедия

  • Арсеньев, Дмитрий Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Арсеньев. Дмитрий Сергеевич Арсеньев генерал адъютант адмирал Д. С. Арсеньев …   Википедия

  • Николай Арсеньев — Арсеньев, Николай Дмитриевич генерал, сподвижник Суворова Арсеньев, Николай Иванович (1760 1820)  курляндский губернатор, дворянин рыцарств Курляндского и Пильтенского, состоял в переписке с Л. Эйлером и С. Г. Гмелином. Арсеньев,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»